Ненадлежащее оформление трудового договора штраф

Ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — Audit-it.ru

Ненадлежащее оформление трудового договора штраф
Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

1.  Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, –

2.  Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

3.  Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), –

4.  Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, –

5.  Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

6.

  Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, –

7.  Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

Применение коап кодекса: статья 5.27

  • Отмена трудовых книжек и переход на электронный трудовой учет становятся реальностью … в виду ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В ней сказано, что … того, согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ совершение данного нарушения лицом … ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а также принудить к …
  • «Ограниченная» ответственность ИП: гражданская, административная и уголовная … законодательства (по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ) для ИП предусмотрено своё …
  • СЗВ-ТД: ассорти вопросов … в виду ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно этой норме нарушение …
  • Смена банка для получения зарплаты … , квалифицировались по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Это означает, что:
    должностных … правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившееся в необоснованном, в …
  • Работодатель не выдал работнику необходимые документы при увольнении: каковы последствия? … , в силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и … ». В данном случае применяется ст. 5.27 КоАП РФ.
    При этом на основании … ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.
    Арбитры об ответственности работодателя …
  • Порядок предоставления увольняемому работнику выписок из сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ … охватывается нормами ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
    Привлекая страхователей к указанной … ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ указывают в своих разъяснениях … привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ, но только в случае … на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если работнику …
  • Выплачиваем компенсацию за задержку выдачи зарплаты … в ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ.
    В настоящее время ч … наказанию по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и повторно совершило аналогичное … выдачи зарплаты установлена в ст. 5.27 КоАП РФ, при этом размер штрафа …
  • Сокращение персонала: соблюдаем требования законодательства … :
    по частям 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ – за нарушение процедуры сокращения …
  • Обзор изменений в трудовом законодательстве за 2 квартал 2018 года … поправки в часть 6 статьи 5.27 КоАП. Авторы проекта предлагают исключить предупреждение … тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП).
    Основание
    :
    sozd.parliament.gov.ru …
  • Будет ли являться нарушением Трудового кодекса РФ выдача работнику по его письменному заявлению аванса по заработной плате раньше установленного трудовым договором срока? … привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Привлечение к ответственности по …

Источник: https://www.audit-it.ru/koap/5_27.html

Мнение эксперта: правила оформления трудового договора

Ненадлежащее оформление трудового договора штраф

В ч. 3 ст. 5.27 КоАП есть следующие составы административного правонарушения:

1. Уклонение от оформления трудовых отношений, а именно: работник привлекается к работе без оформления трудового договора.

Как мы помним, при принятии человека на работу необходимо заключать трудовой договор в письменной форме в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй передается работнику.

На экземпляре работодателя обязательно должны быть две подписи работника: о том, что он принимает условия трудового договора и о том, что он получил свой экземпляр документа.

2. Ненадлежащее оформление трудового договора.

Состав этого правонарушения представлен двумя вариантами:

  • В трудовой договор включены не все условия, которые обязательны для включения.
  • В трудовой договор включены условия, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством. Например, санкции, не предусмотренные ТК РФ в качестве дисциплинарных взысканий, в частности штраф за нарушение трудовой дисциплины. Или включаются условия, ограничивающие права работника: например, что он обязуется не работать по совместительству без разрешения работодателя. Подобное ограничение противоречит ст. 60.1 ТК РФ.

С 2015 года за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, ч. 3 ст. 5.

27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

В случае  повторных нарушений санкция статьи предусматривает ответственность в виде штрафа до 200 тысяч рублей.

Обязательные данные и условия трудового договора

Для определения содержания трудового договора используются две основных статьи ТК РФ: 57 « трудового договора» и 9 «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке».

Если мы структурируем статью 57 ТК РФ, то ее можно разбить на три блока.

  • Сведения о работнике, о работодателе, о дате и месте заключения трудового договора.
  • Обязательные условия. Их отсутствие — пример ненадлежащего оформления трудового договора.
  • Дополнительные условия. Их работодатель включает в трудовой договор по своему усмотрению по мере необходимости.

Особое внимание стоит обратить на первые два блока.

1. Сведения о работодателе, о дате и месте заключения трудового договора, о работнике.

В трудовом договоре необходимо указывать:

  • полное наименование организации-работодателя (так, как оно звучит в учредительных документах);
  • должностное лицо, которое действует от имени работодателя. Подписывать трудовой договор может только сотрудник, уполномоченный на его заключение. ФИО этого сотрудника нужно указывать в шапке трудового договора.
  • документ, на основании которого действует это должностное лицо: доверенность или другой правовой акт.
  • идентификационный номер налогоплательщика-работодателя.

ТК РФ не требует указывать адрес или банковские реквизиты организации-работодателя, но если эти данные внесены в трудовой договор, нарушением законодательства это не считается.  

В числе сведений о работнике следует указывать ФИО и документ, идентифицирующий личность человека, например паспорт или иной документ (это может быть военный билет или водительское удостоверение).

2. Обязательные условия трудового договора. Всего их девять.

1) Дата начала работы. Это юридически значимое условие трудового договора, потому что эту же дату указывают в приказе о приеме на работу, вносят в трудовую книжку, с нее начинают табелировать работника, а также с этой даты исчисляется трудовой стаж и рабочий год. При этом даты начала работы и заключения трудового договора могут не совпадать.

При оформлении срочного трудового договора  обязательно указываются его срок и причина для заключения именно срочного договора. В ст.

59 ТК РФ содержится более 20 оснований для заключения срочного трудового договора. Выйти за пределы этого перечня работодатель не может.

  А если он это сделает, то будет считаться, что трудовой договор оформлен ненадлежащим образом, и работник сможет оспорить такое условие договора в суде.

2) Место работы. Сегодня законодательство не обязывает указывать в трудовом договоре структурное подразделение.

Но если человека принимают на работу в филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, тогда указывать необходимо, кроме того, следует внести в трудовой договор и наименование административно-территориального объекта, в котором находится подразделение. Также нужно указывать структурное подразделение в тех случаях, когда с работой в нем связано получение сотрудником каких-то льгот,

3) Трудовая функция. Это условие должно быть обозначено в трудовом договоре: наименование должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности, либо конкретного вида работ.

В связи с введением профстандартов для некоторых профессий, наименование трудовой функции может измениться.

Например, если раньше наименование трудовой функции звучало как «инженер по охране труда», то сейчас — «специалист по охране труда».

С одной стороны, законодатель допускает, что работодатель определяет сам для себя наименование трудовой функции. При этом оно должно быть точно такое же, как в штатном расписании.

Но если с наименованием должности связаны какие-то льготы, преимущества, ограничения, тогда законодатель говорит: наименование должности должно соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

4) Оплата труда. К формулированию этого условия, исходя из ст.

57 ТК РФ, требования следующие: в трудовом договоре должна быть указана сумма основной части заработной платы: размер должностного оклада или тарифной ставки.

Недостаточно в трудовом договоре сослаться на штатное расписание при определении размера должностного оклада или тарифной ставки, нужно в самом договоре указывать конкретную сумму.

А вот что касается надтарифной части заработной платы, в том числе доплат, надбавок, стимулирующих выплат, то, судя по ст. 57 ТК РФ, коммерческие организации-работодатели могут себе позволить их просто перечислить, а конкретные правила их начисления (суммы, критерии, размеры) могут определяться локальными нормативными актами.

Но если речь идет о государственных и муниципальных бюджетных учреждениях, в которых сегодня внедряется так называемый эффективный контракт, надо учитывать, что в самом трудовом договоре должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели, критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.

Обратите внимание, что не все обязательные условия трудового договора в исчерпывающем виде перечислены в ст. 57 ТК РФ. Как видно из Трудового кодекса, в других статьях и разделах тоже есть ссылки на трудовой договор как обязательный источник информации для работника при определении каких-то условий.

Например, ст. 136 ТК РФ говорит о том, что день выплаты заработной платы устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Поскольку там перечислены все три источника, это означает, что трудовой договор обязательно должен содержать условия о днях выплаты заработной платы.

В той же ст. 136 указано, что зарплата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, и между выплатами должны быть равные промежутки.

Кроме того, в своем письме от 20 июня 2014 года Федеральная служба по труду и занятости уточняет, что во всех трех упомянутых источниках должны быть установлены конкретные даты выплаты заработной платы.

5) Режим труда и отдыха.

Это условие должно быть указано в трудовом договоре только, если  режим рабочего времени и времени отдыха отличается от обычного, указанного в правилах внутреннего трудового распорядка.

Когда человека принимают на работу, он под подпись знакомится с ПВТР, что означает его согласие с этим документом. Соответственно, режим труда и отдыха можно не указывать в трудовом договоре.

Работодатель обязан обозначить в договоре следующие особенности режима труда работник:

6) Компенсации и льготы. В трудовом договоре указываются компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда и их характеристика.

Как вы помните, с 1 января 2014 года изменились правила определения размеров компенсаций.

Если ранее продолжительность рабочего времени и дополнительного отпуска устанавливалась в централизованном порядке, то теперь ТК РФ говорит, что ее устанавливает сам работодатель.

Сначала условия о размере компенсаций фиксируются в коллективном договоре и в отраслевых соглашениях. И на основании этих документов размер компенсации определяется в конкретном трудовом договоре.

По новым правилам сокращенное рабочее время полагается тем, кто работает на местах с классом вредности 3.3 и выше, а дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней — с классом вредности 3.2.

Продолжительность рабочего времени и конкретное число дней дополнительного отпуска в трудовом договоре проставляются на основе коллективного договора, отраслевого соглашения.

Размер доплаты за работу во вредных или опасных условиях труда определяется в локальном порядке, либо в коллективном договоре, либо в локальных нормативных актах.

Закон сегодня позволяет сторонам изменить в договорном порядке правила о компенсациях за работу во вредных и опасных условиях. Например, ст.

92 ТК РФ говорит о том, что работодатель и работник могут договориться и вместо сокращенной рабочей недели (36 часов) сотруднику будет установлено 40 часов в неделю за дополнительную плату.

Но правовая возможность для такой договоренности должна быть обозначена в коллективном договоре, в отраслевом соглашении.

Характеристика условий труда берется из карты специальной оценки условий труда либо из карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

7) Характер работы: подвижной или разъездной. Во-первых, если условия труда отличаются от обычных, согласно ТК РФ полагаются компенсации. Во-вторых, если работник для выполнения своей трудовой функции несет затраты, они должны быть компенсированы работнику. Ст. 168.1 ТК РФ устанавливает компенсации при подвижном и разъездном характере работы.

Государство не определяет в централизованном порядке размеры компенсаций.

Для таких выплат работодатель должен принять локальный нормативный акт, в котором будут перечислены профессии, специальности, должности, предполагающие разъездной характер работы, и установлены размеры компенсаций.

И на основании этого локального нормативного акта в трудовом договоре указывается, что у такого-то работника разъездной характер работы, в связи с чем работодатель выплачивает компенсации на основании ст. 168.1.

Обратите внимание, что служебные поездки, которые предусматривают компенсационные выплаты при разъездном и подвижном характере работы, не считаются командировкой.

8) Условия труда на рабочем месте. Согласно федеральному закону № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», условия труда делятся на четыре категории: оптимальные, допустимые, вредные (четыре подкласса), опасные. Соответственно, в трудовом договоре должно быть указание на установленный по итогам СОУТ класс условий труда.

9) Условие об обязательном социальном страховании. Необходимо указать в трудовом договоре, что работодатель страхует работника и делает отчисления в Пенсионный фонд, ФСС, медицинский фонд, в ФСС от несчастных случаев на производстве.

Оповещение пользователей о завершении испытательного срока, временных замещений, срочных трудовых договоров.

Попробовать бесплатно

Дополнительные условия трудового договора

В ч. 4 ст. 57 ТК РФ перечислены условия, которые работодатель может включать в трудовой договор на свое усмотрение:

  • об испытательном сроке;
  • о неразглашении охраняемой законом коммерческой тайне;
  • уточнение места работы;
  • уточнение прав и обязанностей работников.

При этом дополнительные условия, указанные в трудовом договоре, не должны нарушать права работника. Однако, как установлено в ТК РФ, для отдельных категорий работников можно добавлять условия, ухудшающие их положение по сравнению с другими работниками.

Например, для руководителя организации можно внести дополнительные основания прекращения действия трудового договора, а трудовой договор с главным бухгалтером или заместителем руководителя может содержать условие о полной материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю.

Для особых видов трудовых договоров могут быть специальные требования. В частности, если работник устраивается работать по совместительству, это надо обязательно отражать в трудовом договоре, потому что к такому трудовому договору применяются особые правила.

Если трудовой договор заключается с дистанционным работником, то это тоже надо обязательно указывать: в этом случае к нему применимы особые правила, установленные главой 49.1 ТК РФ. Например, в соответствии со ст. 312.

2 ТК РФ, в трудовом договоре может предусматриваться дополнительное условие об обязанности дистанционного работника использовать при исполнении своей трудовой функции, обозначенной в трудовом договоре о дистанционной работе, оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные работодателем.

Также разрешается устанавливать дополнительные основания прекращения трудового договора.

При заключении трудового договора с иностранным работником ст. 327.2 ТК РФ требует включать дополнительные сведения и условия:

  • данные о документах, разрешающих трудовую деятельность на территории РФ (разрешение на работу или патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство);
  • для временно пребывающих в РФ иностранцев — условие об оказании медицинской помощи иностранному гражданину (с указанием реквизитов договора полиса ДМС, либо заключенного работодателем договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг).

Формирование и печать приказа об изменении различных условий трудового договора, в том числе по результатам специальной оценки условий труда.

Попробовать бесплатно

Рекомендуем почитать:
Расстаемся мирно: правила увольнения работника
Нюансы кадрового законодательства: ответ эксперта (Я кадровик №8)
Нюансы кадрового законодательства: ответ эксперта (Я кадровик №7)
Буквы закона: каждая на своем месте!

Источник: https://kontur.ru/articles/2327

Статья 5.27 КОАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Ненадлежащее оформление трудового договора штраф

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);

г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);

д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);

е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);

ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.

27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главные государственные инспекторы труда, их заместители;

3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда – главные государственные инспекторы труда, их заместители;

5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;

6) главные государственные инспекторы труда;

7) старшие государственные инспекторы труда;

8) государственные инспекторы труда.

Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 – 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г.

при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. – при всех плановых проверках.

При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).

С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

В целях федерального государственного надзора в сфере труда деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, может относиться к следующим категориям риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) умеренный риск;

д) низкий риск.

От того, к какому классу риска отнесена деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, зависит периодичность проведения плановых проверок.

Так, проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

а) для категории высокого риска – 1 раз в 2 года;

б) для категории значительного риска – 1 раз в 3 года;

в) для категории среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;

г) для категории умеренного риска – не чаще чем 1 раз в 6 лет.

Согласно информации Роструда “Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений” (текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.rostrud.ru по состоянию на 25.12.2017) такое нарушение при приеме на работу, как:

а) уклонение от оформления трудового договора (ст. ст. 16, 19.1, 67 Трудового кодекса РФ), – отнесено к нарушениям высокого риска (10 баллов);

б) заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 15 Трудового кодекса РФ), – отнесено к нарушениям высокого риска (10 баллов);

в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ст. 67.1 Трудового кодекса РФ), – отнесено к нарушениям высокого риска (8 баллов);

г) ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) (ст. 67 Трудового кодекса РФ), – отнесено к нарушениям среднего риска (6 баллов);

д) нарушение установленной процедуры оформления трудового договора (ст. 57 Трудового кодекса РФ), – отнесено к нарушениям низкого риска (3 балла);

е) нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек, Инструкции по заполнению трудовых книжек (ст. ст. 65, 66, 309 Трудового кодекса РФ), – отнесено к нарушениям низкого риска (1 балл).

Однако, в случае если у работодателя отсутствуют вступившие в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. ч. 1 – 4 ст. 5.27.

1 КоАП РФ, вынесенные за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежит снижению до следующей категории риска (п.

13 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска приведены в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875).

Источник: https://RuLaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-5/Statya-5.27/

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства

Ненадлежащее оформление трудового договора штраф

Кадры Нарушение трудового законодательства — это любое действие или бездействие работодателя, которое идет вразрез с положениями Трудового кодекса или других нормативных актов, регулирующих трудовые вопросы.

Наказывают штрафами до 200 000 рублей или приостановкой деятельности. 7 декабря 2019 Гольцова Полина

Любое пренебрежение правилами ТК РФ станет нарушением.

Выделяют такие группы неправомерных действий, которые совершают работодатели:

  1. На этапе приема на работу сотрудников: неправомерный отказ от заключения договора, отказ от оформления договора при фактическом допуске к работе, оформление договора ГПХ вместо соглашения по ТК РФ.
  2. Допускаемые в ходе работы, в том числе: отказ в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска более двух лет подряд, пренебрежение порядком выплаты зарплаты, отказ от оплаты сверхурочной работы, занижение выплат, отказ в предоставлении расчетных листков, предоставление специальных гарантий, предусмотренных для отдельных групп сотрудников, например, предпенсионеров, молодых родителей или инвалидов.
  3. На этапе расторжения договора, в числе которых: безосновательное наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения, непредоставление вовремя документов, невыплата или опоздание с выплатой окончательного расчета, неправильное оформление записи в трудовую книжку.

Виды ответственности

Совершение компанией и его должностными лицами действий, нарушающих права работника, влечет для них соответствующие виды наказания. Меры ответственности за нарушение трудового законодательства бывают различных типов и регулируются разными нормативными актами. Какая мера налагается в конкретном случае, зависит от:

  • тяжести совершенного правонарушения;
  • наличия или отсутствия умысла на причинение вреда;
  • тяжести последствий деяния.

Административная ответственность

Налагается административная ответственность за нарушение законодательства о труде в соответствии с нормами и правилами Кодекса об административных правонарушениях РФ. Ответственность за пренебрежение трудовым законодательством наступает по ст. 5.27 КоАП РФ. Привлечению к административной ответственности подвергаются:

  • сами работодатели: как юрлица, так и индивидуальные предприниматели;
  • должностные лица, допустившие нарушение.

Наказание наступает в форме:

  • предупреждения;
  • штрафа;
  • дисквалификации.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства заключается в наложении дисциплинарного наказания на должностное лицо, принявшее решение, умаляющее права работника. Дисциплинарному взысканию подвергнут и руководителя.

Дисциплинарные взыскания на руководителя организации налагаются его работодателем, собственником имущества организации или его представителем по жалобе со стороны представителей работников в порядке, предусмотренном ст. 195 ТК РФ.

Если виновность руководителя доказана, к нему применяется мера наказания вплоть до увольнения.

Материальная ответственность

Статьи 234 и 235 ТК РФ устанавливают для работодателя обязанность:

  • возместить работнику неполученный заработок за время, когда он не мог трудиться из-за неправомерных действий работодателя, например, за время незаконного отстранения от работы;
  • компенсировать ущерб, причиненный имуществу сотрудника, по договоренности сторон ущерб возмещается в натуре.

Гражданско-правовая ответственность

Если материальная ответственность, по нормам ТК РФ, призвана только возместить работнику утраченное в результате действий работодателя, то в гражданско-правовом порядке нарушение прав работника работодателем приводит к возмещению и морального вреда (ст. 1099-1101 ГК РФ). То есть в гражданско-правовом порядке работник получает сверх того, что фактически утратил из-за незаконных действий руководства.

Уголовное преследование

Наступает уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства при совершении работодателем серьезных, умышленных незаконных действий, имеющих большую общественную опасность. К ним относятся, например:

  • систематическая невыплата заработной платы — ст. 145.1 УК РФ;
  • незаконное увольнение граждан, относящихся к категориям, чьи права охраняются особенно чутко, например, граждан предпенсионного возраста — ст. 144.1 УК РФ.

Кто наказывает за нарушения

Лица, которые призывают работодателя к ответу и устанавливают, что грозит работодателю за нарушение трудового законодательства, различны в зависимости от вида налагаемой санкции, например:

  • дисциплинарное взыскание на сотрудника налагает руководство организации;
  • административное — Государственная инспекция труда или суд;
  • уголовное — только суд.

Таблица штрафов и наказаний

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 года содержит основную информацию о допускаемых работодателями правонарушениях и размерах административной ответственности за нее, в том числе штраф за уклонение от оформления трудового договора.

Статья КоАП РФ

Нарушение

Штраф при первичном совершении, руб.

Штраф при повторном совершении, руб.

Ч. 3 ст. 5 27,
ч. 5 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Фактическое допущение к работе сотрудника работодателем, который не уполномочен принимать решение о допуске. Ответственность наступает, если работодатель отказывается заключить договор с привлеченным сотрудником

От 10 000 до 20 000 — на должностное лицо

Только на должностное лицо — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Ч. 4 ст. 5 27,
ч. 5 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Уклонение от подписания договора при найме сотрудника или подписание вместо него договора ГПХ

  • должностное лицо — от 10 000 до 20 000;
  • ИП — от 5000 до 10 000;
  • организация — от 50 000 до 100 000.
  • должностное лицо — дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000;
  • организация — от 100 000 до 200 000.

Ч. 6 ст. 5 27,
ч. 7 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Невыплата или неполная выплата зарплаты, других выплат либо установление зарплаты в размере менее МРОТ

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 10 000 до 20 000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 30 000 до 50 000.
  • должностное лицо — от 20 000 до 30 000, дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 10 000 до 30 000;
  • организация — от 50 000 до 100 000.

Ч. 2 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Нарушение порядка проверки условий труда

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 5000 до 10 000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 5000 до 10 000;
  • организация — предупреждение, штраф от 60 000 до 80 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 3 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Допуск работника к работе без проведения инструктажа по охране труда или без проведения необходимых медицинских осмотров

  • должностное лицо — от 15 000 до 25 000;
  • ИП — от 15 000 до 25 000;
  • организация — от 110 000 до 130 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 4 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 – при повторном совершении

Непредоставление сотрудникам средств индивидуальной защиты

  • должностное лицо — от 20 000 до 30 000;
  • ИП — от 20 000 до 30 000;
  • организация — от 130 000 до 150 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ч. 1 ст. 5 27.1,
ч. 5 ст. 5. 27.1 — при повторном совершении

Остальные нарушения в области охраны труда

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 2000 до 5000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 2000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 50 000 до 80 000.
  • должностное лицо — от 30 000 до 40 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • организация — от 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Ст. 5.28

Нежелание участвовать в обсуждении коллективного договора или изменений к нему

Только на организацию — от 1000 до 3000

Ст. 5.30

Отказ от заключения коллективного договора

Только на организацию — от 3000 до 5000

Ст. 5.33

Несоблюдение коллективного договора

Только на организацию — от 2000 до 4000

Ч. 1 ст. 5 27,
ч. 2 ст. 5. 27 — при повторном совершении

Все прочие нарушения законодательства о труде

  • должностное лицо — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • ИП — предупреждение, штраф от 1000 до 5000;
  • организация — предупреждение, штраф от 30 000 до 50 000.
  • должностное лицо — от 10 000 до 20 000 или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • ИП — от 10 000 до 20 000;
  • организация — от 50 000 до 70 000.

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/tablitsa-shtrafov-za-narushenie-trudovogo-zakonodatelstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.