Потребности детей сирот

Статья

Потребности детей сирот

Проблемы социализации детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

В настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен, воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ОБПР), существовала всегда.

Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан.

Проблемы социализации детей-сирот и детей, ОБПР, отличаются особой сложностью, так как результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения.

Существуют, на мой взгляд, несколько проблем, тормозящих процесс социализации детей-сирот и детей, ОБПР:

Проблема №1. Эмоционально-личностные деформации.

Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений.

Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным биологическим фактором развития.

Хотя круг общения детей-сирот и детей, ОБПР, достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе эмоциональной стимуляции.

Реально существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях детского дома не может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у детей-сирот и детей, ОБПР с большим трудом.

Опека нескольких взрослых сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а позже – на контроле за ним, многочисленные контакты со сверстниками, перегружающие и истощающие психику ребёнка, не могут иметь позитивного значения для формирования личности и её безболезненной социальной адаптации.

Проблема 2.Отсутствие в детских домах квалифицированных специалистов.

К сожалению, необходимо констатировать факт, что в нашей стране нет специальности «воспитатель детского дома» и нет учреждений, которые готовят педагогов к работе в условиях этого специфического вида детских учреждений.

Поэтому многие воспитатели и педагоги оказываются психологически не готовыми к данным условиям работы и очень часто уходят.

Дети вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это временщики, которые постоянно меняются, что является фактором, негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка.

Проблема 3. Межличностные отношения.

У детей-сирот и детей, ОБПР, существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих».

В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого у ребенка появляется негативная установка в отношении своего имени.

Возможно поэтому детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир делят на «своих» (детдомовских) и «чужих» (живущих в семьях), на «мы» (своеобразный психологический феномен детей из детского дома) и «они».

Потребности в любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда «особые» отношения к «чужим», от которых детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего стремятся извлечь хотя бы выгоду.

Проблема 4. «Закрытость» пространства детских домов.

Дети-сироты и дети, ОБПР, являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений.

Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях.

Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Проблема 5. Негативное отношение к детям из детских домов.

Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере.

Проблема 6. Профориентация воспитанников детского дома.

Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка-сироты или ОБПР и подготовленность его к выбору профессии и труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений.

Об этом свидетельствуют самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских учреждениях в сравнении с обычными детьми.

В частности, среди детей-сирот и детей, ОБПР, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п.

Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.

Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни.

Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализации и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, ОБПР в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне – это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни. Получая квартиру, он не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что воспитание в детском доме на сегодняшний день не способствует успешной социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

И хотя в последние годы в России всё больше внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и сотрудников детского учреждения.

Все соглашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти формы социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Детские дома будут существовать ещё значительное время. В связи с этим важно продолжать поиск путей модернизации сети учреждений, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и детях, ОБПР, а также совершенствования процессов их социализации.

Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями.

Для профессионального ориентирования должен быть тесный контакт между детскими учреждениями и профессиональной структурой, чтобы была возможность более верно определять возможности в профессиональной ориентации конкретного воспитанника и тем самым помогать ему в его самоопределении.

В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, ОБПР, а также выпускников интернатных учреждений необходимо заложить и работу по преодолению причин самого явления – сиротства.

Работу по развитию института приемной семьи, и систему механизмов по социализации детей-сирот и детей, ОБПР, что на уровне самих интернатных учреждений нашло бы свое отражение в создании программ социализации для данной категории детей.

Источник: https://infourok.ru/statya-problemi-socializacii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bes-popecheniya-roditeley-2369662.html

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Потребности детей сирот

Добрый день, дорогие домоседы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – наша тема сегодня. Как это ни прискорбно, но сегодня детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно много и их становится все больше. По проведенной статистике таких деток примерно 700 тысяч человек.

статьи:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Особенности поведения детей-сирот
  • Особенности воспитания детей-сирот
  • Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста
  • Эмоциональность детей-сирот
  • Дети-сироты в доме ребенка

Весьма шокирующее число проистекает в результате нестабильной экономической и политической ситуаций в России. Где значительную часть населения составляют неблагополучные семьи с жилищными проблемами и те, кто попросту не имеет денежных средств на содержание сына или дочери.

Но вместе с тем большое число составляют и те, кого лишили родительских прав по причине аморального образа жизни (алкоголь, наркотики), неспособных должным образом воспитывать сыновей и дочерей. Из чего можно сделать вывод, что сирот при живых родителях гораздо больше, чем действительно осиротевших детей.

Мало того, что такие моменты очень часты, они еще и увеличиваются в геометрической прогрессии.
Разумеется, несовершеннолетних, по какой-либо причине оставшихся без родительской опеки, ставят на учет и затем направляют на попечение государства.

Но и здесь присутствует страшная статистика, где отмечено, что 40% выходцев из детскогодомасирот становятся преступниками, также каждый третий превращается в алкоголика и наркомана, 10-ая часть молодых людей кончает жизнь самоубийством, и только 10% впоследствии адаптируются в обществе и ведут нормальную жизнь гражданина РФ.

Особенности поведения детей-сирот

В общем-то, проблема с социальной адаптацией и взаимодействием с внешним миром в частности, далеко не единственная и не основная проблема сирот. Наряду вместе с этим наблюдается ослабление личности.

  • То есть заниженная самооценка;
  • неспособность к самоорганизованности;
  • отсутствие целей;
  • и нарушение эмоциональных проявлений.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, спустя некоторое время, становятся очень замкнутыми в себе или, напротив, вспыльчивыми, агрессивными и враждебными к окружающим. У таких деток явное затруднение с выражением потребности внимания к себе.

Они могут кричать, даже драться, выглядеть очень импульсивными и несдержанными. Но это все и указывает на то, что сиротам как никогда необходима забота, поддержка и внимание, пусть и демонстрация происходит таким печальным образом.

Ко всему прочему, несформированность поведения и характера в целом у детей сохраняется во всех возрастных категориях.

Более взрослые воспитанники детского дома профессионально непригодны, поскольку не получили в свое время должное образование и не сумели овладеть навыками, необходимыми для поступления на работу.

Зачастую тех сирот, на ком больше всего отразилось пребывание в приютах и которые имеют открытые проблемы с социумом, приводящие к задержкам формировании личности, клеймят «педагогически запущенными».

Особенности воспитания детей-сирот

Поскольку сиротские дети не получают образовательной программы на должном уровне и внимания к интеллектуальным способностям, у них отмечены:

  • Рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание;
  • Слабая память;
  • Отсутствие различных аспектов мышления;
  • Частичное или полное отсутствие познавательного процесса.

Естественным образом такие дети-сироты сильно отстают в рамках школьной программы, за что, как правило, приобретают диагноз «задержка психического развития».

Однако результаты психологических тестов были таковы, что большинство сиротских ребят имеют умственные способности не ниже среднего. Но за счет слабого представления о внешнем мире и отсутствия нормального взаимодействия с обществом, на практике не могут это продемонстрировать, поскольку не имеют внутренних процессов, опирающихся на опыт или на абстрактно-логическое мышление.

Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста

Больше всего такая проблема зафиксирована у детей, имеющих средний школьный возраст.

Дети-сироты младшего школьного или дошкольного возраста часто неспособны на личностные беседы. То есть, они затрудняются с ответом на простые вопросы: «Что ты любишь? Что тебе интересно? Как ты себя чувствуешь?», поскольку просто теряются перед такими, казалось бы, дружелюбными вопросами.

На основании вышеописанного можно с уверенностью сказать, что на интеллектуальные способности детей-сирот влияет вовсе не наследственность и не нарушение центральной нервной системы, а:

  • педагогическая запущенность,
  • неподходящая атмосфера проживания,
  • отсутствие необходимого внимания со стороны взрослых;
  • отсутствие продуктивных разговоров со взрослыми.

Эмоциональность детей-сирот

Настал черед перейти к эмоционально-волевым аспектам в жизни деток, оставшимся без попечения родителей.

У многих сирот отмечена проблема в восприятии себя и своей роли в мире, также неумение устанавливать контакт с людьми, неадекватная самооценка (как правило, заниженная), отсутствие какой-либо целеустремленности, несамостоятельность, неумение работать в коллективе и порой полное отсутствие к любому сотрудничеству.

Все перечисленное можно наблюдать по множественным признакам:

  • Высокая тревожность;
  • Эмоциональная неуравновешенность (преимущественно негативные эмоции);
  • Психическая подавленность;
  • Высокая чувствительность к различным препятствиям;
  • Уход «в себя»;
  • Депрессия.

Из-за того, что в детстве дети-сироты, находящихся на попечении государства, были лишены положительных эмоций и должного воспитания впоследствии часть из них теряет всяческий интерес к жизни, становятся апатичными, слабовольными, неэмоциональными, предающими гораздо больше значения вещам, нежели чем людям.

Другая часть, напротив, становится гиперактивной, но в таком случае они подаются в криминал. Существует и другая часть, где выходцы из детского дома любыми способами стараются привлекать к себе внимание, несмотря на общепринятые нормы.

Дети-сироты в доме ребенка

В возрасте до трех, порой и до четырех лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, направляются в дом ребенка затем, непосредственно, в детский дом.

Уже после проживания в первоначальном учреждении закрытого типа существует большая вероятность того, что у малыша возникнет «госпитализм».

Академик В.С.Мухина провела исследование, результаты которого совершенно точно показали что дети, воспитанные в домах ребенка, имеют поведение, свойственное аутисту:

  • нарушение психоречевого развития;
  • отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми;
  • неспособность играть с игрушками;
  • частичная или полная отрешенность от внешнего мира.

Также у деток младшего возраста абсолютно не имеется тяги к познанию, которая так свойственна детям их возраста. Они пассивны, малоподвижны, нередко присутствуют бессмысленные двигательные движения: держание пальца во рту или раскачивание из стороны в сторону.

В целом, дети закрыты от окружающего мира.

Разумеется, дети-сироты точно так же нуждаются в опеке, внимании, заботе и поддержке со стороны окружающих, но проявляется эта нужда несколько неадекватным образом.

Общение у сирот с людьми, конечно же, есть, но оно очень поверхностное, нервозное и скоропалительное, словно малыш торопится.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без опеки и попечительства, приходится тяжело, поскольку им необходима любовь и ласка ничуть не меньше, чем тем, кто воспитывается в полноценных семьях.

Почитайте про воспитание приемного ребенка, почему нужна помощь психолога, особенно в воспитании приемного подростка.

Хорошая статья – любовь к приемным детям и генетика.

Всего вам доброго.

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/soseddomosed/detisiroty-i-deti-ostavshiesia-bez-popecheniia-roditelei-5a6dda9d9d5cb30a7092663e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.