Решение органов опеки и попечительства

Содержание

Порядок обжалования действий и решений органов опеки

Решение органов опеки и попечительства

Основными задачами уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа являются:

1) реализация государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж;

2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечительством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание);

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных и постинтернатных воспитателей, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) обеспечение сохранности имущества граждан, указанных в пункте 2, и управление данным имуществом;

6) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

7) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж.

Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться российским семьям во взаимодействии с органами опеки и попечительства, наиболее значимы следующие:

• в ситуации, когда дети кратковременно находятся без родителей дома или гуляют на улице одни, они нередко незаконно рассматриваются как безнадзорные;

• детей изымают из семьи незаконно (например, когда они, в отсутствие родителей, находятся под присмотром старших родственников, друзей семьи);

• детей изымают из семьи без достаточных оснований, в отсутствие непосредственной угрозы для жизни и здоровья, в ситуациях, когда сложившаяся в семье проблема требует адресной социальной помощи;

• органы опеки не выдают родителям в установленном порядке копии актов обследования условий жизни ребенка, не выдают по требованию родителей копии других актов, тем самым нарушая права граждан, установленные Конституцией РФ (ст. 24 ч. 2);

• незаконно ограничивается доступ родителей, не лишенных родительских прав и не ограниченных в них, к детям, находящимся в приюте, больнице (ст. 66 п. 4 СК РФ), доступ родителей к медицинской информации о детях;

Социально незащищенные граждане, столкнувшиеся со злоупотреблениями и незаконными действиями со стороны органов опеки, не знают свои права, боятся защищать их официальными путями, опасаясь за судьбу своих детей и своей семьи.

Однако изданные акты органов опеки и попечительства могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Согласно ст.

255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Кроме того, Вы всегда можете обратиться за защитой своих прав в прокуратуру.

Кунцевская межрайонная прокуратура

Версия для печати

Источник: https://kuntsevo.mos.ru/presscenter/news-on-main/detail/2279332.html

Орган опеки и попечительства: полномочия и процессуальный статус при определении порядка общения с ребенком

Решение органов опеки и попечительства

Всем доброго!

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, в том числе, при определении порядка общения с ребенком, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Между тем, в определении процессуального статуса органов опеки и попечительства, возникают определенные затруднения.

Так, судебная практика показывает, что некоторыми судами орган опеки и попечительства привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Такая практика противоречит нормам статьи 47 ГПК РФ, согласно которой орган опеки и попечительства является государственным органом, компетентным дать заключение по существу спора.

В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

При этом, процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.

Если истец и ответчик проживают в разных районах, городах, то к участию в деле об определении порядка общения с ребенком нужно привлекать органы опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика.

В итоге, в деле в таком случае должно быть два заключения органов опеки и попечительства, оценку которым должен дать суд в своем решении.

Согласно пункту 1 статьи 78 Семейного кодекса РФ

При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно пункту 2 статьи 78 Семейного кодекса РФ

провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора

Обратите внимание: высказанное представителем органа опеки в судебном заседании мнение по разрешению спора не может быть расценено как заключение, ввиду несоответствия его требованиям ч. 2 ст.

78 Семейного кодекса России, поскольку заключение органа опеки и попечительства, исходя из пункта №1 34-й статьи Гражданского Кодекса РФ и пункта №2 121-ой статьи Семейного кодекса России, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Таким образом, заключение органа опеки и попечительства является письменным документом. Его содержание должно отражать в полном объеме не только жилищно-бытовые условия истца и ответчика, но и их личное отношение к ребенку, привязанность ребенка к каждому из родителей.

При этом, в заключении должен быть указан вывод по разрешению спора об определении порядка общения с ребенком, к которому пришел орган опеки в результате проведенного обследования. Мнение органа опеки и попечительства по существу спора в заключении должно быть изложено чётко и конкретно, не оставлять разрешение вопроса на усмотрение суда.

Такое заключение может содержать, например, рекомендацию не допускать общения ребенка с родителем, употребляющим наркотики или страдающим алкоголизмом, или указание на невозможность ночевок ребенка в квартире второго родителя из-за плохих жилищных условий.

Это всё в идеале. На практике же картина совсем иная.

Часто заключения органа опеки и попечительства оформляются формально, не содержат данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между родителями и ребенком, личностные качества родителей, данные о привязанности ребенка к каждому из родителей.

В некоторых заключениях по делам об определении порядка общения с ребенком, которые мне попадались для исследования, отсутствует мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п.

Кстати, вам полезно будет знать, что заключение органа опеки и попечительства не является для суда обязательным и не имеет какого-либо преимущества перед другими доказательствами, полученными в соответствии с ГПК РФ.

Суд вправе не следовать выводам, указанным в заключении органа опеки и попечительства.

Бывает так, что орган опеки и попечительства при рассмотрении дела даёт суду заключение, которое совсем не в вашу пользу.

Надеяться на то, что суд не станет принимать заключение органа опеки и попечительства во внимание будет как-то совсем уж наивно.

Что делать в этом случае? Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, не всё сразу.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e8b380e66b00048a16da64c/organ-opeki-i-popechitelstva-polnomochiia-i-processualnyi-status-pri-opredelenii-poriadka-obsceniia-s-rebenkom-5e8c11bf5fdea526818c34ba

Как в 2021 году получить разрешение от органов опеки и попечительства на продажу квартиры, в которой есть несовершеннолетние собственники

Решение органов опеки и попечительства

  1. Проживём.com≫
  2. Квартира≫
  3. Продажа≫
  4. Разрешение органов опеки и попечительства

Статья обновлена: 14 января 2021 г.

Здравствуйте.

Около 40% сделок по продаже квартир, в которых я занималась юридическим сопровождением, одним из собственников являлся несовершеннолетний. Инструкция описана не столько на основании законов и регламентов, сколько на моем опыте общения с инспекторами из опеки.

Законы здесь имеют меньшее значение, большее человеческий фактор. В этом вы убедитесь после прочтения статьи.

Небольшое отступление: если ребенок не является одним из собственников квартиры, а просто прописан в ней, разрешение органов опеки для продажи не требуется. Исключение — если прописанный ребенок остался без попечения родителей.

В каждой опеке свои требования к сделке

При оформлении разрешения на продажу очень многое остается на усмотрение самой опеки. В каждой опеке своё видение и требования к сделке, свой взгляд на ту или иную ситуацию. При одних и тех же условиях в одной опеке дадут разрешение, а в соседней могут и отказать. Почему так?

Органы опеки защищают имущественные права несовершеннолетнего — ст. 7 Федерального закона об опеке от 24.04.2008 N 48-ФЗ.

Опека даст разрешение на продажу недвижимости ребенка, только если не будут ущемлены его права, не ухудшены его условия — п. 1 ст. 21 того же закона.

Но проблема в том, что в законах четко не прописано — в каких именно случаях ущемляются права ребенка, а в каких нет. Поэтому решения разных отделов опеки могут различаться.

Из-за несовершенства закона появляется много споров. С одной стороны родители (опекуны) ребенка, у которых своя ситуация и причина для продажи .

С другой стороны органы опеки, которые могут отказать в оформлении разрешения по своим установленным правилам, препятствуя сделке.

При чем в некоторых случаях сотрудник опеки действуют не в интересах ребенка, а чтобы ему не создавали лишних проблем. К сожалению, такова реальность.

Другие статьи

Разрешение органов опеки — это лишь один из документов для продажи квартиры, в которой есть несовершеннолетние собственники. По ссылке я перечислила весь список + инструкции как получить ту или иную справку.Если будете покупать квартиру, можете рассчитывать на налоговый вычет. Размер вычета — 13% от стоимости квартиры, до 260 тыс.руб.

На что опека обычно дает разрешение, а на что нет — разбираем ситуации и условия

При продаже недвижимости ребенка нужно обязательно предоставить ему что-либо взамен. Для этого нужно соблюдать его имущественные права и интересы. За этим и должна следить опека, разбирая каждую ситуацию.

Небольшое отступление — если нужна бесплатная юридическая консультация, напишите онлайн юристу справа, закажите звонок по кнопке слева или позвоните (круглосуточно и без выходных): 8 (499) 938-45-78 (Москва и обл.); 8 (812) 425-62-89 (Санкт-Петербург и обл.); 8 (800) 350-24-83 (все регионы РФ).

Ситуация №1 — Выделить ребенку аналогичную долю в покупаемой взамен недвижимости

  1. При покупке другой квартиры (в том же городе/нас.пункте).

    Здесь я имею в виду покупку на вторичном рынке и без ипотеки. Это самое распространенное требование, на которое опека легко дает разрешение. В данной ситуации для органа опеки главное, чтобы в новой купленной квартире доля ребенка была не меньше ПО МЕТРАЖУ, чем в продаваемой.

    Например, продается однокомнатная квартиру в 40 кв.м. Доля ребенка в ней 1/6, то есть примерно 7 кв.м. Родители (опекуны) ребенка обязаны выделить ребенку минимум те же 7 кв.м. в новой квартире. В данной ситуации они получат разрешение на продажу.

    Конечно, лучше всего когда покупается квартира с бОльшим метражом и количеством комнат, а ребенку выделяется бОльшая доля. В такой ситуации легко получить разрешение. А так, опека не сильно обращает внимание на общий метраж новой квартиры. Главное — это соблюдение метража для ребенка.

    С другой стороны, по закону и логике нужно смотреть не на метраж, а на стоимость продаваемой и покупаемой квартиры. И уже исходя из разницы в стоимости, определять долю ребенка. Такая же позиция и у судов.

    Например, у ребенка имеется 1/4 однокомнатной квартиры. Площадь квартиры — 50 кв.м. Значит у ребенка 12,5 кв.м. Квартиру продают за 4 млн. руб., а взамен покупают более просторную и в новом доме — в 60 кв.м.

    за 7 млн. руб. Получается, доля ребенка в старой квартире оценена в 1 млн. руб. Значит, из-за разницы в цене доля ребенка в покупаемой квартире должна быть 1/7, что равно 8,5 кв.м. Но у опеки свои требования.

    Как получить разрешение

  2. Другие статьи

    Продажу квартиры с несовершеннолетними собственниками обязательно удостоверяется у нотариуса — подробнее.

  3. При покупке квартиры в ипотеку.

    Большинство органов опеки очень не любит такой случай. Многое зависит от города. Например, в Москве местные опеки всегда отказывают. В Санкт-Петербурге разрешают, но не все. Во-первых, не каждый ипотечный банк согласится на то, чтобы ребенок был одним из собственников.

    Во-вторых, даже если банк и согласится (например, Сбербанк), квартира (а значит и доля ребенка) будет в залоге/обременении — ст. 1 и ст. 19 Федерального закона об ипотеке от 16.07.1998 N 102-ФЗ. Опека считает, что при залоге на долю ребенка ухудшаются его права.

    Хотя Верховный суд не видит в этом проблем — Определение от 6 августа 2013 г. № 24-КГ13-4.

    Опека может разрешить, если будут улучшения жилищных условий для ребенка. А именно: 1) Ему выделят долю бОльшим метражом. 2) Квартира будет просторней и в ней больше комнат. 3) Доп.условие — вся сумма с продажи квартиры пойдет на покупку новой как первоначальный взнос. Тогда опека оформит два постановления — на разрешение продажи доли ребенка и на залог его доли в покупаемой квартире.

  4. При покупке квартиры в новостройке (строящемся доме).

    Так как дом еще не построен, долю ребенку в строящееся квартиру выделяется не сразу. И не факт, что дом будет построен вовремя. Часто Застройщики не укладываются в сроки. Поэтому многие опеки отказывают.

    В каждой опеке свои требования к Застройщику. Не каждого она одобрит. Например, покупка должна оформляться только по договору долевого участия или уступке прав.

    Потому что в данном договоре можно сразу указать долю ребенка и он проходит гос.регистрацию — ст. 48 Федерального закона о регистрации недвижимости.

    Не подойдут Застройщики, которые продают квартиры по договору паенакопления (ЖСК) и предварительному договору купли-продажи.

    Еще влияет процент постройки дома на момент обращения. Где-то требуют чтобы дом был построен минимум 30%, где-то 70%. В Санкт-Петербурге опека на это не обращает внимание, поэтому подробно писать об этом не могу.

    Если опека одобрит Застройщика, доля ребенка по метражу должна быть минимум такой же, что и в продаваемой — как и в ситуации на вторичном рынке.

  5. При покупке частного дома.

    Опека будет смотреть на год постройки дома и его нынешнее состояние. При покупке дома как и с квартирами — в нем нужно выделить ребенку минимум тот же метраж, что и в продаваемой квартире.

    Был у меня один случай, когда опека дала разрешение на продажу квартиры с покупкой более дешевого частного дома. Дом находился в 50 км от города и был не в лучшем состоянии. Разрешение дали, т.к.

    ребенок болел астмой. К документам приложили справку от врача. Комиссия в опеке посчитала, что астматику будет лучше на месте с более чистым воздухом.

    Да и родители обещали со временем сделать ремонт с разницы в цене.

  6. При покупке комнаты в коммуналке.

    Опека считает, что комната в коммуналке хуже, чем доля в отдельной квартире. Ведь в коммуналке общий коридор, кухня и туалет.

    Можно получить разрешение, если у ребенка будет бОльший метраж. Например, ребенку выделили по мат.капиталу долю в 1/10 в квартире в 40 кв.м. По метражу получается около у него около 4 кв.м. Если ему купят отдельную комнату, например, в 14 квадратов, органы опеки, возможно, дадут разрешение.

  7. При покупке недвижимости в другом городе/области.

    В данной ситуации опека будет смотреть не на метраж доли ребенка (писала об этом выше), а на кадастровую стоимость продаваемой и покупаемой недвижимости. То есть ребенку нужно выделить долю в покупаемой недвижимости как минимум за ту же стоимость. Лучше ее увеличить. Кадастровую стоимость можно узнать в интернете и бесплатно — инструкция по ссылке.

    Чаще всего кадастровая стоимость не соответствует рыночной. Поэтому вместо нее в опеку можно предоставить оценки каждой недвижимости.

    Ситуация №1 из практики: семья из Санкт-Петербурга решила переехать в Москву. Их квартира была 50 кв.м. На нее нашли покупателя за 6 млн. руб. Доля ребенка была 1/4 (12,5 кв.м.), то есть его доля оценена в 1,5 млн. руб.

    В Москве нашли квартиру поменьше и дороже — за 7 млн. руб. за 40 кв.м. Органы опеки дали разрешение, когда родители предложили выделить долю ребенку в 2 млн. руб., хоть и получилось у него 11 кв.м.

    Ситуация №2: Мать с ребенком из Казани решили переехать в Санкт-Петербург. В Казани они продавали однокомнатную квартиру, где доля ребенка была оценена в 2 млн. руб. Опека дала разрешение, хоть взамен ребенку купили комнату в коммуналке. Но комната стоила уже 3 млн. руб.

  8. При строительстве частного дома.

    Некоторые родители хотят продать квартиру, и построить частный дом на своем участке. Затем в нем же и выделить долю ребенку. Опека точно не даст разрешение в таком случае. Можно деньги с продажи положить на счет ребенка (разрешают не везде), а лучше деньги на счет + подарить ему какую-либо недвижимость.

Ситуация №2 — Деньги с продажи доли ребенка положить ему на счет в банке

Источник: https://Prozhivem.com/kvartira/prodazha/razreshenie-organov-opeki-i-popechitelstva

Полномочия органов опеки и попечительства: задачи и функции

Решение органов опеки и попечительства

Последние изменения: Январь 2021

Государственные органы попечительства призваны обеспечить граждан страны защитой в случае наступления негативных событий и берут на себя функции надзорного органа, который заботится о несовершеннолетних и лицах, нуждающихся в помощи. Чтобы пользоваться полнотой гражданских прав, предстоит изучить полномочия органов опеки, их обязанности и подконтрольность вышестоящим ведомствам.

Что такое ООИП

Прежде, чем определить список действий, чем занимается отдел опеки и попечительства, предстоит разобраться с принадлежностью этой инстанции к вышестоящей госструктуре. Органы опеки – это выделенный отдел, относящийся к исполнительной власти, нацеленный на защиту россиян, неспособных самостоятельно позаботиться о себе и адекватно оценивать собственные поступки.

В зоне повышенного внимания ООИП – дети, не достигшие совершеннолетия, которые зависят от действий или бездействия своих родителей, опекунов, иных законных представителей. Ни одна сделка с нарушение интересов и прав несовершеннолетних не может состояться, поскольку все юридически значимые действия и сделки взрослые должны совершать с предварительным согласованием с ООИП.

Помимо аббревиатуры ООИП используют сокращенный вариант ООП, расшифровывающийся как орган опеки и попечительства. Если в малолетнем возрасте часто стоит вопрос о назначении опекуна и организации полноценной помощи подопечному, то в старшем возрасте человек более нуждается в попечении, а лицо, несущее ответственность за благополучие подростка, называют попечителем.

Все свои действия государственная структура определяет в строгом соответствии с законодательством, касающимся социальной защиты и заботой о соблюдении прав и потребностей недееспособных. Отдел функционирует в рамках общей структуры исполнительной власти, но обязано взаимодействовать с самыми различными структурами, включая правоохранительные органы, суды, жилищные и социальные службы.

Есть свод законов, направленных на защиту социально уязвимых граждан, дополнительно ООП обязан руководствоваться специальными законодательными актами (ФЗ «Об опеке»).

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Кому подчиняются

 

Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.

Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:

  • Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
  • Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.

На федеральном уровне иных вышестоящих служб не предусмотрено, а в рамках отдельного региона могут быть установлены особые меры по надзору за работой опеки.

Если выявлены нарушения или допущена халатность в отношении опекаемых граждан, при несправедливых и неправомочных решениях, действия ООП подлежат обжалованию в прокуратуре и дальнейшему разбирательству в суде.

Иными словами, ООП не является последней инстанцией, которая будет рассматривать вопросы по собственному усмотрению, решая судьбу подопечных и опекунов.

Всегда есть возможность оспорить принятые решения, если есть веские основания считать их несправедливыми.

Чтобы ознакомиться со всем перечнем функций представителей органа, рекомендуется обратиться к положениям ГК РФ, а именно: ст. 77, 121-123.

В процессе деятельности ООП обязаны взаимодействовать с инстанциями, работающими в социальной, образовательной, медицинской сферах. Также работа ведется с коммунальными, жилищными и иными службами, в зависимости от решаемого вопроса.

Функции опеки и попечительства

Поскольку от качества исполняемых функций зависит жизнь граждан, оказавшийся в трудном и уязвимом положении, важно знать, по каким вопросам можно обращаться в ООП и каковы функции отдела опеки и попечительства.

В любой из следующих ситуаций граждане вправе обращаться в ООП и получить помощь уполномоченных государственных служащих:

  • обнаружение фактов несоблюдения прав недееспособных;
  • учет нуждающихся в опеке, включая сирот и детей, оставшихся без попечения;
  • отслеживание судьбы несовершеннолетних;
  • размещение нуждающихся в помощи граждан в специальных учреждениях и организация подбора опекунов, которые смогли бы взять на себя родительские и попечительские обязанности;
  • участие в семейных спорах в качестве арбитра, решение конфликтов, в которые оказались вовлечены дети.

Не только несовершеннолетние вправе рассчитывать на помощь опеки.

Все категории граждан, нуждающиеся в заботе посторонних и материальном обеспечении, могут обращаться в надзорную инстанцию для организации необходимой поддержки и оформлении льгот.

Если человек признан недееспособным, в дальнейшем его судьбой будет заниматься ООП в сотрудничестве с другими госслужбами, родственниками или иными заинтересованными лицами.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/opeka/polnomochiya-organov-opeki/

Опека и попечительство ребенка. Права и полномочия органов опеки

Решение органов опеки и попечительства

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д.

Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения. Что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.
А что делают представители этих органов?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для  жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство – главная задача

задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=3PsaPVM4MrM

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом  случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества,  долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в  семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций.  Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

Решение органов опеки и попечительства

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

руководитель «Команды адвоката Жарова»

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает.

Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу.

Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то  есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица».

Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском.

Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно.

Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд.

Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей).

И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в  ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст.

46 ГПК РФ (как  орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение  по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.

), то орган опеки и попечительства, в силу ст.

78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд.

Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление.

Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен.

Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия.

Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу.  Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три.

Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу.

Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

31.07.2014

Источник: https://zharov.info/zashhita-prav-detej/uchastie-predstavitelej-organa-opeki-i-popechitelstva-v-sudebnyx-zasedaniyax-po-grazhdanskim-delam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.